Интервью для Toobroke
1999-07-20
Шон Падилла
По моему скромному мнению, из групп, для
которых My Bloody Valentine были главным влиянием, наиболее
художественно состоятельными сейчас являются Lenola и та группа,
которую я сейчас собираюсь вам представить. Создатель the
Moonbabies Ола Фрик впервые связался со мной через i-Music,
желая начать обмен кассетами - одну из моих записей Cocker
Spaniels за его кассеты Moonbabies. Примерно через полгода
я узнал, что его группа потихоньку встает на ноги и обретает
свой собственный свежий звук с каждой своей новой фантастической
демо-кассетой. Конечно же, призрак альбома "Loveless"
витает над многими из их песен, но the Moonbabies прошли долгий
путь и уже миновали ту точку, когда заимствование превращается
во вдохновение.
The Moonbabies также имеют общие черты с
Sonic Youth и Yo La Tengo: все три группы комбинируют хрупкие
мелодии с мощным гитарным шумом; участники всех трех групп
проявляют себя не только в основном проекте, но и в побочных
образованиях; в основе всех трех групп долговременные гетеросексуальные
отношения. Ола застенчиво рассказывает о своей встрече с Кариной
Йоханссон, своей подругой и партнерше по группе:
«Я встретил Карину на маленькой вечеринке. Это было в 1994
году, и я немедленно в нее влюбился. Она мной не заинтересовалась,
и понадобились месяцы, чтобы я смог забыть ее. Но примерно
год спустя мы встретились снова в одном из клубом Мальме,
она стала совершать какие-то движения в мою сторону, и с тех
пор мы вместе. Уже четыре года».
Карина и Ола начали свою музыкальную карьеру
уличными музыкантами в Копенгагене Они пели песни на два голоса,
этакие альтернативные Саймон и Гарфанкел. Также они пели свои
интерпретации песен the Pixies, Depeche Mode, the Lemonheads,
Miranda Sex Garden и the Smashing Pumpkins. Дуэт двух голосов
и делает музыку the Moonbabies столь привлекательной - хриплый
голос Ола и чистые высокие ноты Карины отлично звучат вместе.
Пара стала сочинять песни и записала кассету, назвав себя
"Lanky". Песню "Blue" с той кассеты они
играют на концертах до сих пор.
«Мы написали эту песню в доме моего отца.
Мы тогда много слушали альбом "Harvest" Нила Янга,
а потом один из друзей сказал мне, что мелодия нашей песни
как раз напоминает ему Нила... Эту песню мы записали на дешевый
четырехдорожечник в холодной, неприветливой, пропахшей пивом
репетиционной комнате за городом. Это было в 1996 году, но
в этой записи и сегодня чувствуется душа, которую не зафиксируешь
на 48-дорожечный аппарат в профессиональной студии».
После создания "Lanky" Карина и
Ола нашли басиста и барабанщика, которые поначалу показались
им серьезными музыкантами, но потом охладели к проекту, стали
ленивыми и отлынивали от работы. Квартет написал много песен,
из которых выделяются "Dead Love" и "Make My
Eyes Water". Первый опыт работы в профессиональной студии
не дал ничего хорошего, и в результате ритм-секция была уволена.
С того времени и до 1998 года Ола играл на всех инструментах,
а Карина пела.
«Мы хотели быть концертной группой, и поэтому
нам казалось лучше оттачивать наш стиль совместными усилиями,
а не прослушивать кучу несерьезных людей, которым не было
дела до нашей группы. Мы с Кариной посвятили себя музыке с
детства, и для нас неприемлимо было работать с людьми, которые
были не так погружены в музыку как мы».
В это время Ола открыл для себя My Bloody
Valentine. "Я купил их ЕР "Tremolo" и видел
их видео "Swallow', после чего я был просто одержим ими.
Люди часто ассоциируют the Valentines с нойзом, но наши первые
песни под именем the Moonbabies были вдохновлены именно их
мелодичными песнями, такими как "Swallow', "Sometimes',
"Off Your Face', "To Here Knows When'.
The Moonbabies не были просто копировщиками MBV, Ола называет
еще целый список групп, оказавших на него влияние: Miranda
Sex Garden, Ride, Pixies, Breeders, Dinosaur Jr., The Cure,
Primitives и Sonic Youth. Ола экспериментировал с гитарными
настройками и примерно в это же время они с Кариной меняют
название "Lanky" на "Ricochet Moonbabies",
а потом убирают слово "Ricochet". Это название восходит
к тексту песни the Smashing Pumpkins "Luna", и Ола
с Кариной согласились, что луна соответствует атмосфере и
стилю их музыки.
Их первое демо "Make My Eyes Water" было записано
летом 1997 года, частично в профессиональной студии, а частично
в доме отца Ола, чтобы снизить расходы на запись. Еще две
кассеты были записаны в том же году "Hey Popsy"
и "Starsongs, Moonsongs and Drones", и в рецензиях
(в основном, положительных) встречались сравнения the Moonbabies
с Miranda Sex Garden, The Boo Radleys, Smashing Pumpkins и
конечно же My Bloody Valentine. Хотя критики их заметили,
реакция публики на концертах оставалась довольно сдержанной.
Но Ола и Карла продолжали работать. Песня "A Brand New
Coat", записанная для "Hey Popsy", получила
радиоэфиры в Швеции, и группа стала получать роялти за трансляции.
Их старые приятели Хенрик Торн и Томас Люндберг откликнулись
на помещенное Ола объявление в местных музыкальных магазинах
и заняли вакантные места басиста и барабанщика. Ранее они
участвовали в известных шведских группах Julia Dream, Amber,
Mindpiercing и Dreamlab. Новая ритм-секция сделала Moonbabies
единым целым, придав песням силы и энергии, как в студии,
так и живьем.
Группа немедленно начала работу над новой
кассетой "Spitfire", в рецензиях на которую потом
часто упоминались My Bloody Valentine. Автор уважаемого шведского
фэнзина "Ettnollett" отмечал: "Я определенно
слышу, что их главным влиянием являются My Bloody Valentine..
они хорошо поют и играют... но это меня не возбуждает, я все
это слышал раньше".
После этого раздраженный Ола перестал упоминать
в интервью the Valentines как главный источник влияния на
the Moonbabies.
«Потому что когда ты даешь журналисту готовый
взгляд на свое творчество, ты облегчаешь им жизнь. Они просто
сравнивают нас с MBV и описывают нас как клонов. MBV сильно
повлияли на меня, но сколько наших песен звучит так же? Не
так уж и много, на самом деле. Мы звучим сами по себе! Я верю,
что у нас есть свой собственный стиль и что наши песни не
могут сравниваться с другими группами, которые я слышал. Конечно
же, я взял что-то там, а что-то здесь, но кто так не делал?
Когда я начинал слушать и играть музыку, то я не обращал внимания
на тексты. Я понял, что тексты могут быть важными, только
где-то два с половиной года назад. Моими любимыми группами
до этого были металлические группы, Сид Баррет и My Bloody
Valentine.
А их тексты были либо просто непроизносимыми,
либо глупыми. Когда я сам сочинял песни, то всегда первой
приходила музыка. Я начинаю с настройки и нескольких аккордов,
потом просто напеваю, не думая о словах. Я просто произношу
слова, которые хорошо ложатся на эту мелодию. Следующая стадия
- это написание текста, и часто я от этого процесса выхожу
из себя, все бросаю и иду домой. Но часто в песне так и остаются
те слова, которые я просто напевал по ходу дела. Я всегда
считал - до последнего времени - что хорошего автора текстов
из меня никогда не получится. Большинство песен Moonbabies
написаны вовсе не с целью потрясти людей умными текстами.
Что же касается наших задумчивых песен, вот им бы конечно
пригодились более осмысленные тексты. Но с другой стороны
я обнаружил, что в песнях, которые я написал много лет назад,
есть определенный смысл, на личном уровне. Все, через что
я прошел, мои отношения с девушками и друзьями, смены настроения
и самооценки в разные периоды моей жизни... Песни написаны
от моего имени, они о том, каким я вижу мир... Они о друзьях,
о том, что важно для меня, о Карине. Не могу сказать, что
у меня была какая-то особенно тяжелая жизнь, но с другой стороны
у меня были разные неприятности в школе, развод моих родителей...»
Ола упоминает песни, текстами в которых он
гордится: "Clint", "Crystal Below Zero, "Green
Sprout". Есть общие темы, проходящие сквозь большинство
репертуара the Moonbabies – это такие песни как "Starlet",
"Kerosene", "Spanish Fork", "Shining
Sun" и уже упоминавшаяся "A Brand New Coat".
«Все они примерно об одних и тех же вещах:
будь честен перед самим собой, всегда старайся поступать правильно,
береги свой талант, верь в себя. Позитив в лирике срабатывает
как своего рода терапия для меня, когда у меня нет настроения.
Я никогда не пытался писать крутые тексты в духе мачо, потому
что это не характерно для моей личности».
Другая сфера, в которой Ола еще чувствует
себя не совсем комфортно - это концертные выступления. Они
едва отыграли 15 концертов новым составом, и все это походило
на прохождение по тонкой проволоке между успехом и катастрофой.
Ола вспоминает худший концерт в своей карьере - в Мальме в
прошлом сентябре.
«Мы много репетировали, и все вроде бы звучало хорошо, но
стоило нам выйти на сцену, как все пошло кувырком. Мы нервничали,
в зале было полно народу. На репетиции со звуком все было
в порядке, но стоило нам начать концерт, как мы перестали
слышать свои голоса. Я не думаю, что мы с Кариной хоть что-то
спели правильно тогда. На второй песне порвалась струна на
гитаре, и все зазвучало невпопад. Звук со сцены шел ужасный,
и люди стали затыкать уши. После этого я попытался настроить
гитару. Это происходило пять минут при полной тишине в зале.
Как только мы начали новую песню, опять порвалась струна,
и мое отчаяние возросло. Мне дали новую гитару, и мы сыграли
еще две песни, но ситуацию уже было не исправить ничем. Мы
были злы и разочарованы, всякий энтузиазм улетучился. Мы оставили
на конец "Clint" и "Slowmono", две песни,
которые нельзя сыграть плохо, но в начале припева "Clint"
еще одна струна слетела! Я швырнул гитару на пол, промямлил
«Спасибо, что пришли, такого блядства я еще никогда не творил!»
и ушел со сцены. Самое смешное, что потом я встречал людей,
которым это понравилось!»
После такого начала the Moonbabies было некуда
деваться кроме как идти вперед. Следующие два концерта были
уже лучше, хотя Ола и Карина все еще испытывали проблемы с
пением дуэтом, однако с декабря 1998 года группа на концертах
стала играть вполне сносно.
Недавняя концертная кассета, которую я получил
от the Moonbabies, фиксирует как они нарезают старый и новый
материал будто хорошо отлаженный механизм. Их пятое демо "Bottle
of Notes" было записано летом 1998 года. А в прошедшем
апреле они записали шестую кассету, первую на цифровом оборудовании
и вторую, состоящую из переработанных старых песен. Запись
обладает кристально-чистым звучанием, которое некоторые называют
радиоформатным, однако ничто из старых достоинств группы не
было принесено в жертву.
The Moonbabies - это один из последних ансамблей,
которые несут флаг шугейзер-попа и обладают при этом талантом,
большим чем мизерный. Их звучание может показаться немодным
или вторичным, но они постоянно прогрессируют и меняются.
Пока Ола будет расти как автор и исполнитель, а the Moonbabies
будут освежать и улучшать свое звучание, я буду следить и
аплодировать каждому их шагу. То же советую и вам.
перевод Сергей
Осипов
|