Рецензии. Выпуск №1

Acid House Kings “Pop, look & listen” 1992 / “Advantage Acid House kings” 2002
Одна из самых заслуженных, уважаемых и известных за пределами Швеции групп в стиле тви-поп. Работают уже 15 лет, активно гастролируют (что-то какая-то производственная характеристика получается). Бессменный лидер Никлас Энгергард свою творческую концепцию трактует как «необходимость занять нишу, пустующую после распада Felt, и развить идеи альбома Моррисси “Kill the uncle”. Собственно, именно это и получается: ранние альбомы Acid House kings звучат как Felt, “Advantage” с его пышными барочными оркестровками – вылитый Моррисси. Кстати, “Advantage” был записан после того, как Энгергард рассорился со своей записывающей фирмой Marsh Marigold, законсервировал Acid House Kings и три года занимался коллаборациями с разными людьми – от Джонни Марра до Pet Shop Boys. Но позже вернулся в строй, и все поклонники облегченно вздохнули: тви-попу, как и всякому локальному стилю, необходимы собственные ветераны, и Acid House Kings вполне достойно несут это звание.

Club8 “Spring came, rain fell” 2002
CD-синглы с этого альбома выходят с обложками, на которых помещены фото вокалистов группы Каролины Камштедт и Йохана Энгергарда на фоне кукольных шведских сельских домиков. Эти незатейливые деревенские виды только подчеркивают сугубо пасторальный характер музыки Club8, хотя в Швеции их считают (и не только из-за «клубного» названия) прямыми наследниками «кислотной попсы» типа Saint Etienne. Сходство действительно прослеживается: лупы, петли, откровенно танцевальные мелодии плюс завораживающая, какая-то «атмосферная» манера пения Каролины (у шведок, хочу заметить, вообще какие-то идеальные голоса для записи поп-пластинок – ABBA, Cardigans, Roxette). Club8 сейчас переехали в Штаты, где много гастролируют, поэтому и новую пластинку ждать придется, видимо, долго. Так что “Spring came, rain fell” можно предложить как небольшой шедевр, безупречно записанный и сделанный абсолютно в стилистике традиционной шведской попсы – профессионально, мило, мелодично.

David & the Citizens “until the sadness is gone”
Первая песня называется “The End”, что само по себе настраивает на определенный печальный лад: под дребезжащий аккомпанемент скрипки вокалист задумчиво раз десять повторяет – «зис ис зе энд, зис ис зе энд…». Вокалиста зовут Дэвид Фридлунд, группу, в название которой он вынес свое имя, он создал в конце 90-х, в 2004-м удостоился шведского Grammy, провел несколько незапоминающихся туров по Северной Америке, подписал контракт с известным независимым лейблом Hidden Agenda – словом, звездой международного уровня не стал, так что лучше поговорить о музыке. А музыка-то хороша! Скрипка, труба, саксофон, какая-то осенняя грусть, много хороших мелодий. Найти аналоги вряд ли смогу. Я бы назвал их стиль «грустным поп-роком».

Envelopes “Demon, Demon” 2006
Главная twee-pop-сенсация прошлого года. Идеальная шведская группа стиля тви-поп: милая, дружелюбная, с нестандартным для подобных команд интернациональным составом (шведы, французы, немец), необычной историей (появились в Париже во время антиникотиновой акции, которую проводил некий шведский экологический фонд) и впечатляющим списком influences – от Pixies до древних психоделик-хиппи Os Mutantes. Envelopes – пример того, что и тви-поп, незатейливую по структуре музыку, можно играть изобретательно, попутно придумывая всякие нелепые и забавные фишки. Например, название альбома означает не то, что вы подумали, а в переводе со шведского это «демо-записи». Поскольку альбом вышел в Британии, получилась такая тонкая словесная игра. Ну, и великолепная музыка.


Jens Lekman “When I said I wanted to be your dog” 2004
С того самого момента, как одна из его песен прозвучала в голливудском сиквеле про Бэтмана, Йенс Лекман – самый, пожалуй, известный человек из мира шведского инди-попа. Причем собственно к инди-попу его уже давно не причисляют. Лекман – это шведский Джо Кокер, Леонард Коган, Перри Блэйк и Пол Саймон в одном лице. Будем считать, что он еще и шведский Игги Поп, поскольку название альбома прямо адресует к одной из самых известных песен Stooges. Отмечу редкое единодушие фанов и критиков, считающих Лекмана главной фигурой в шведской «поп-музыке для взрослых». На самом деле это очень красивые баллады, стилистически восходящие к творчеству таких рок-бардов, как Ник Дрейк и Эллиот Смит. Очень мягкая приятная и умиротворяющая музыка, исполненная с немалой иронией и таким как бы подчеркнуто неуверенным человекм. Пожалуй, можно согласиться, что идеология инди-попа в творчестве Лекмана соблюдена. Но тогда будем считать, что Лекман очень сильно расширил рамки стиля. Настолько сильно, что вряд ли уже в них вписывается.

Peter Bjorn and John “Falling out” 2005
Очень шведская музыка, если вы понимаете, что я хочу сказать. Космополитично – нет одного стиля, играем всяко, как нравится. Песня “Amsterdam” оставляет неизгладимое впечатление: нойз-поп, завывающие «шугейзерские» гитары, поверх всего стелется безмятежный голос Питера Морена. Похоже, перед рекорд-сессией он накурился крепкой амстердамской дури, но результат, как говорят гламурные девушки, «впечатляИт». Это трио уже помещают (цитирую) на “forefront of the sparkling wave of great pop bands coming from Sweden”, так что следите внимательно: они вот-вот появятся в российских хит-парадах. Первый сингл ребята записали в 2002 году, их заметили люди с лейбла Hidden Agenda, подписали контракт, однако до первого полноценного альбома Питер, Бьорн и Джон дозрели только через три года.


Happy Deadmen “After the siesta” 1998
Один из первых, как пишут в англоязычных энциклопедиях, twee pop acts, имеющий прописку в Швеции. Начнем с того, что Happy Deadmen – отличное твипоповское название: так и представляешь себе этих «счастливых мертвецов», восстающих со смертного одра с улыбкой на синих губах под задорные песни с “After the siesta” – самого лучшего, по мнению многих, записанного в классическом составе: Яан Хедин (вокал/гитара), Магнус Карлссон (гитара), Томас Кристоферссон (ударные). Как это часто бывает, лучший альбом стал и последним: Ян Хедин ушел продюсировать новые группы.

автор всех рецензий - Vl.Tolstov
 
 
Используются технологии uCoz